Моей дочери одиннадцать, и сейчас она буквально «глотает» книги, хотя до недавнего времени тягой к чтению не отличалась. Этим летом из библиотеки она принесла целую стопку — читает серию «Коты-воители». Я понимаю, что это не самая изысканная литература, но сам факт, что она читает с удовольствием — уже огромная радость.
А ещё интереснее, что количество постепенно переходит в качество. Вместе с подружкой она теперь сочиняет продолжение этой истории — фанфик. Я всячески это поддерживаю: прошу их записывать придуманные сюжеты. Пока записей немного, но, на мой взгляд, они движутся в правильном направлении — создают что-то своё. Пускай и по мотивам. В конце концов, так многие читатели становятся авторами.
Я работаю иллюстратором, и мне часто попадаются сильные подростковые истории. Хочется, чтобы дочка тоже их читала, но к таким книгам она сначала относится с недоверием. Поэтому мы читаем вместе: одну главу я, одну — она. На ночь, вслух. Это превратилось в тёплую семейную традицию.
Так, например, она начала читать «Сосновую крепость», но бросила. Как и «Дурынду». Тогда я предложила читать вместе, и это сработало. Я вообще никогда не настаиваю — жду, пока она сама заинтересуется. Так произошло после встречи с писательницей Олей Замятиной. Мы сходили на презентацию и дочка сама принесла мне «Дурынду»: «Давай читать».
Теперь я всем советую водить детей на такие встречи — с авторами, с иллюстраторами. Это работает. Я сама на таких мероприятиях всегда рассказываю о книгах, над которыми работала, и вижу, как подростки откликаются. Жалею, что в моём детстве такой литературы почти не было: только детские сказки или уже совсем взрослые романы. А книг про «своих» подростков — школьников с такими же проблемами, как у читателя, — было очень мало.
Недавно я купила книгу «Роман с читателем» (автор — всё та же Замятина). Ожидала взрослую прозу, начала читать — и сразу поняла: буду читать не одна. Позвала дочку. Она сначала сказала: «Это не про меня», а через несколько страниц — «Это точно про меня! Хочется пожать руку автору». Думаю, устрою ей встречу с подписью на книге. Такие моменты, когда ребёнок видит, что его любимая история написана живым человеком, — незаменимы.
Вообще, такие книги — отличный повод обсудить важные темы с подрастающими детьми без морали и нажима. Там герои, с которыми легко себя ассоциировать, и ситуации, из которых можно вынести опыт. Разговоры на ночь получаются душевные, глубокие и интересные.
Конечно, я стараюсь приучать дочь и к классике. Но не в формате: «Читай Пушкина!» — а через современные формы. Например, «Лукоморье» в виде музыкального видеоклипа, созданного нейросетью. Это удивительно — текст остаётся классическим, а подача становится ближе ребёнку. Не удивлюсь, если такие клипы помогут кому-то выучить стихи, не заметив, как это произошло. Можно, конечно, просто сказать: «Выучи», а можно — положить на ритм, добавить образов, и вдруг — выучит с радостью. Или на речитативе «Лицейский баттл» ребенок прибежит смотреть фильм про Пушкина.
Такой подход — через интерес и соавторство, через свободу выбора и общее чтение — даёт гораздо больше, чем принуждение. Ребёнок не отмахивается от чтения, а идёт к нему сам.
На моем скетче из скетчбука 2020 года Полине 6 лет. Тогда она очень мало читала самостоятельно.